141018, Московская область, Мытищи, ул. Летная, д.21 Телефон: +7 495 782 7240

Баварский опыт энергосбережения в школах Москвы




Компания «ESYLUX GmbH» уже более 50 лет занимается производством электротехнического оборудования, направленного на комфорт, сбережение энергии и безопасность для людей.

В 1986 году одной из первых компания начала производить датчики движения для автоматического управления освещением, а с 2006 года – бизнес предприятия вышел за пределы Германии и успешно развивается, и функционирует сегодня в 20 странах мира, включая Россию.

Сегодня компания ESYLUX позиционирует себя, в первую очередь, не только как производителя оборудования, а как компанию, которая находит решения по энергосбережению и предлагает собственникам зданий пути экономии расходов по потреблению электроэнергии.

Не секрет, что в любом здании можно найти помещения, в которых освещение работает продолжительное время, а люди бывают в них только иногда. Датчики движения и датчики присутствия ESYLUX помогают существенно сократить финансовые издержки собственника по освещению.

Муниципальная школа на юге Германии

Данный объект, пожалуй, можно назвать исключением из правил. Так как большинство школ в Германии муниципальные и находятся на балансе у города, задачи по энергосбережению, скорее всего, становятся для них обязательным исполнением буквы закона, нежели инициативой по экономии собственных расходов. Тем не менее, для учебных учреждений (в том числе и в России) данный пример может быть показательным.

В школе проводились плановые ремонтные работы, и директор принял решение установить автоматическое управление освещением с помощью датчиков движения в общественных помещениях школы, как этого требуют местные строительные нормативы.

Датчики движения были установлены в коридорах школы, ведущих в учебные классы и школьную столовую. Архитектурные особенности школьного здания таковы, что большинство коридоров имеет остекление, через которое естественное освещение попадает в коридор. В каждом датчике движения имеется встроенный сенсор освещенности, который будет включать освещение при появлении человека в своей рабочей зоне только тогда, когда порог освещенности будет ниже заданного значения.

Помимо коридоров датчики движения были установлены в санузлах, где, как показывает практика, никто и никогда не выключает за собой освещение. В помещениях со сложной архитектурой были использованы подключения по принципу «master-slave»: когда ведущие датчики были связаны с ведомыми за подвесным потолком отдельным кабелем. Ведомый датчик движения сам не выполняет функцию выключения, а только сообщает ведущему (master), что он зафиксировал движение в своей рабочей зоне, а уже ведущий датчик оценивает (по степени освещенности), стоит ли включать все освещение.

Следующим этапом внедрения энергосберегающего оборудования в баварской школе была установка датчиков присутствия в учебных классах. В отличие от коридорных датчиков движения, датчики присутствия могут фиксировать даже минимальные движения (письменная работа или работа за компьютером). Кроме того, в датчиках присутствия есть второй канал управления, который обычно подключают к системам ОВК (фэн-койлы или вытяжные вентиляторы) и который может работать с самостоятельным таймером отключения. За счет этого осуществляется дополнительная экономия по электроэнергии.

Отдельная модель датчика присутствия особенно хорошо подходит для учебных классов и аудиторий (PD-C360i/24 DUODIMplus). В нем линза датчика разделена на 2 части: например, левая часть линзы контролирует часть класса, которая расположена ближе к окнам, а правая часть линзы – смотрит вглубь помещения. Так как уровень освещенности в разных частях класса будет меняться по-разному, датчик сможет независимо контролировать обе части учебного помещения и включать освещение в каждой из них только тогда, когда это будет необходимо, а также плавно управлять интенсивностью работы светильников. При высоте монтажа 3 м. датчик покрывает расстояние диаметром 24 м. Таким образом, обычно на один класс достаточно установить всего лишь один датчик присутствия.

Данная модель датчика имеет встроенный третий канал управления (отдельное реле), с помощью которого можно управлять подсветкой доски в классе. Если в помещении будет находится хотя бы один человек, автоматически будет включена подсветка доски. И, конечно, все три группы управления можно включать и выключать в ручном режиме с обычного настенного выключателя звонкового типа.

Приятно отметить, что, начиная с 2018 года, стали появляться проекты, связанные с автоматизацией освещения в московских школах. Совместно с партнерами ESYLUX Russia успешно оснастили датчиками присутствия и движения более 15 московских школ. Еще в 2012 году ESYLUX обозначил проблему с искусственным освещением в школах Москвы.

Но не обходится и без казусных ситуаций. Например, в одном из кабинетов школы под потолком было подвешено много бумажных журавлей, которые приводились в движение воздушной струей от кондиционера. Естественно, датчик присутствия фиксировал эти движения и освещение в кабинете включалось. Пришлось стае бумажных журавлей найти себе другое помещение.

Мало экономить электроэнергию на системе освещения, гораздо важнее, чтобы дети в школах имели качественные параметры освещенности на рабочих местах. К сожалению наш рынок наводнен некачественными светодиодными светильниками от никому неизвестных производителей с сомнительными качественными характеристиками.

Штаб-квартира ESYLUX в Германии выделяет объекты образования, как одно из трех приоритетных направления развития бизнеса во всем мире. И кроме датчиков присутствия и движения, сегодня мы можем предложить школам комплексное решение по оснащению учебных классов комфортным и энергоэффективным освещением, в котором датчики присутствия интегрированы со светодиодными светильниками и представляют собой готовое законченное решение. Мы можем в автоматическом режиме плавно управлять яркостью светильников и, кроме того, можно менять цветовую температуру освещения (от желтого-теплого 2700К до холодного 6500К) согласно естественному ходу солнца для заданной местности. Подробнее можно посмотреть в брошюре «КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ АУДИТОРИЙ CLASSROOM-SETS ПОЗВОЛЯЮТ УЛУЧШИТЬ УСЛОВИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА».